Дмитрий обратился в автосервис Хонда со следующими проблемами: в его автомобиле Хонда Аккорд появился сильный глухой стук в моторном отсеке при движении по неровной поверхности дороги на маленькой скорости. Появился небольшой люфт рулевой рейки, колесо стало кривить. Эта проблема не вылечилась даже после обращения на сход-развал. Рулевое колесо никак не возвращается в нулевое положение на высоких скоростях. При качании рулем из стороны в сторону на заглушенной автомобиле точно так же появлялся глухой стук.
Дилерская гарантия на этот автомобиль уже закончилась, но по-привычке Дмитрий приехал сначала к официантам. Там ребята особо разбираться не стали, и сразу приговорили автомобиль к замене рулевой рейки в сборке. За это удовольствие пришлось бы отдать 21000 рублей (это только за оригинальную запчасть без учета работы). Еще они порекомендовали выполнить замену рулевых тяг и замену рулевых наконечников. Якобы если не сделать это сейчас, то уже через пару месяцев они выйдут из строя. За диагностику взяли мама-не горюй, а грядущие затраты просто напугали автовладельца. Но Дмитрий — довольно рассудительный человек. Он поблагодарил специалистов дилерского автосервиса и сказал, что подумает. А дальше он пошел гуглить и сравнивать цены на подобные услуги в Москве. Нашел прайс нашего автосервиса Хонда в Митино, договорился о приезде на осмотр и был приятно удивлен тому, что ряд дорогостоящих позиций по ремонту и обслуживанию, предложенных на дилере, были попросту не нужны — официалы пытались выдумать несуществующие проблемы и выбить побольше денег с клиента.
Диагностика рулевого управления Аккорд
Мы произвели собственную диагностику рулевого управления Аккорд и выявили первопричину проблемы даже без разборки рулевого механизма. Основная причина стуков при при прохождении неровностей при прямолинейном движении на медленной скорости — это разбитые втулки рулевой рейки, в которые и вставляются рулевые тяги. Со временем эта втулка или рассыпается, или разбивается внутренний диаметр, и рулевая рейка начинает стучать. Мы предложили разобрать рулевую рейку и просто заменить эти самые втулку. Каждый второй автомобиль Хонда Аккорд, приезжающий к нам на сервис со стуком в рулевой рейке, имеет разбитую рулевую втулку. Замена втулки рейки обходится на много дешевле замены рулевой рейки в сборе. По срокам такие ремонтные работы производятся почти столько же, сколько и замена самой рейки.
Замена рулевых наконечников отпала сама собой, когда мы обнаружили просто деформированные гайки крепления наконечников к рулевой тяге. При поворотах руля создавался стук просто потому, что эти наконечники были плохо прижаты к тягам, не закреплены. Тяги и наконечники не были деформированы, не было трещин. Это удивительно, но неисправность не заметили ни в дилерском центре, ни на сходе-развале в ближайших гаражах. Не заметили или не сообщили об этом специально. Кто их разберет? Замена рулевых тяг тоже отпадала за ненадобностью, все с ними было в норме, стучали втулки .в которые они вставляются в рулевую рейку. Все было хорошо, кроме расходников. Пыльники на тягах были потресканные, резина на верхнем слое иссушилась со временем. Но течей и сквозных трещин не было видно. Надо было менять, но замена пыльников — это не замена всей рулевой рейки и Дмитрий согласился на необходимость этого ремонта.
Демонтаж рулевой рейки и наконечников.
Фронт работ был определен, смета оговорена и подписана. И мы приступили к устранению неполадок. Хонду Аккорд загнали на подъемник и немного приподняли над землей, чтобы вывесить колеса. Оба передних колеса пришлось снимать для удобства доступа к рулевым механизмам. Далее мы вывернули колеса до упора влево, иначе рулевую рейку не снять.
В первую очередь мы демонтировали защитный кожух с рулевого вала, который крепится клипсами и хомутами. Это позволило получить доступ к болту крепления кардачника рулевого вала. Затем мы с помощью WD-40 и такой-то матери открутили гайки крепления рулевых наконечников и с помощью съемника вытащили левый, а правый сняли вместе с тягой (по другому рейку будет просто не достать).
Для того, чтобы полностью вытащить рулевую рейку из под машины, мы так же демонтировали штаны выпускного коллектора. Теперь можно было подлезть к 7 болтам крепления рейки к подрамнику машины. После этого рейка была извлечена полностью.
Разборка рейки для замены втулки
Более близкий и детальный осмотр рулевой рейки подтвердил предположение о разбитых втулках рулевых тяг. Они были вытащены с помощью специального съемника и заменены на новые из ремкомплекта. Выработка у втулок была капитальная — рулевые тяги в них болтались с большим люфтом. В новые втулки тяги вошли идеально. Посторонние шумы и болтания ушли. Попутно были заменены пыльники на тягах. Под ними не было грязи и мусора, смазка была чуть загустевшем состоянии. На всякий случай мы очистили от нее рейку и промазали рулевую систему собственным фирменным составом.
Установка рулевой рейки на ее законное место производилась в обратном порядке. Когда все было собранно, подсоединен рулевой вал и рулевые наконечники, которые мы закрепили новыми гайками, весь люфт и все стуки в рулевой рейке исчезли. Без необходимости замены рейки, тяг и наконечников. Все дело обошлось заменой втулок.
Замена жидкости гур
Так как процесс снятия рулевой рейки всегда идет бок о бок с отключением шлангов системы ГУР, старая жидкость сливается, а по окончанию ремонта заливается свежее масло в усилитель руля. До начала ремонта, когда мы сливали жидкость гур в специальную емкость, мы обнаружили, что в масле есть выработка и какие-то грязные примеси. После сборки всей рулевой системы нам пришлось произвести промывку ГУР Хонды Аккорд и полную замену жидкости ГУР. Попутно мы демонтировали бачок ГУР и прочистили его в ультрозвуковой ванне — уж очень он оказался запачкан. Выработка в масле, судя по всему, появилась из недр компрессора гидроусилителя. Его осмотр показал, что его внутренние детали подверглись естественной несущественной выработке, насос работал нормально, его нужно было только промыть. Когда все было промыто и установлено на место, свежее масло ГУР было залито в систему и мы немного прокачали эту жидкость, повращав рулем на подъемнике в разные стороны.
Дополнительные процедуры
После любого вмешательства в рулевое управление или подвеску автомобиля, обязательно производится сход-развал на стенде, а так же компьютерный сброс адаптаций положения рулевого колеса, чтобы потом при прямолинейном движении не было инцидентов вроде самовольного отклонения колес, или неровного положения рулевого колеса при движении.
Эти процедуры были выполнены. После ремонта мы вернули Дмитрию все выработанные детали, которые были заменены, он застал испытания автомобиля на стенде. А затем мы настояли на тестовом заезде вместе с ним вокруг территории автосервиса, чтобы он убедился, что шумы в рулевой рейке пропали без каких-либо чудес или огромных затрат. Поняв, что автомобиль управляется, как новый, Дмитрий пообещал, что в следующие разы будет не думая обращаться сразу к нам, а не ездить к официалам, где, оказывается, тоже любят дурить голову людям, как в шараш-гараж сервисах.